Рифкат Минниханов: "В фокусе развития ИТС — беспилотные транспортные средства"

18 августа 2021 г., среда

21-24 сентября в Казани пройдет международный форум Kazan Digital Week-2021, одной из тем которого станет создание и функционирование интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Созданием ИТС на дорогах Татарстана на протяжении ряда лет занимается республиканское ГБУ "Безопасность дорожного движения". О перспективах данного направления "Интерфаксу" рассказал директор учреждения Рифкат Минниханов.

— Рифкат Нургалиевич, в Казани в очном формате пройдет международный форум Kazan Digital Week-2021, вы — в оргкомитете. Первый такой форум в прошлом году пришлось проводить онлайн, и для Татарстана он прошел практически незамеченным. Какой эффекта от мероприятия Вы ожидаете в этом году?

— Вы правы, в прошлом году пандемия внесла свои коррективы, но я не могу сказать, что форум прошел незамеченным. Решение о его проведении в онлайн-формате принималось буквально за три-четыре месяца. Перед нами стояла амбициозная задача не только впервые провести это мероприятие, раскрутить его, но и опробовать неотработанную пока технологию общения.

Телекоммуникации стали основным ее ресурсом в условиях пандемии, и мы этим ресурсом успешно воспользовались. Переход на онлайн формат позволил нам привлечь к участию в форуме представителей более 60 стран, на сайте было зарегистрировано несколько десятков тысяч посещений: 40% из Татарстана, 50% из других российских регионов и 10% из-за рубежа. Если быть точнее, основные статистические итоги форума — 28 тыс. 576 просмотров: 26 тыс. 654 — русская версия и 1 тыс. 922 английская.

К сожалению, в 2020 году у участников форума не было возможности пройтись по выставке, посмотреть на технологии и разработки. Однако, все самое важное в онлайн формате было сохранено. Да, ходить нельзя, однако не нужно и ехать куда-то, слушать только одну секцию. Перед участниками события открывается больше возможностей: смотреть из любой точки мира, посетить сразу несколько секций и вернуться к ним, когда это будет удобно. Можно задать вопрос и знать, что на него точно ответят, так как нет ограничения по времени. Плюс мы сохранили все записи выступлений спикеров, к ним можно было обратиться в любой момент.

Kazan Digital Week-2021 пройдет в смешанном формате, и, думаю, будет еще интереснее для участников. На выставке мы надеемся показать в первую очередь те решения, которые существуют в Татарстане на сегодняшний день. Основным блоком будут рассматриваться интеллектуально-транспортные системы (ИТС). Также внимание будет уделено вопросам социально-экономического развития, системам государственного управления в рамках цифровизации промышленности.

— Какое тематическое направление форума в этом году Вы считаете самым важным и почему?

— Вся программа форума Kazan Digital Week построена на ключевых направлениях, вопросах и проблемах цифровой трансформации экономического и социального уклада нашего общества. Мероприятие ориентировано на разработчиков и пользователей цифровых интеллектуальных технологий, созданных на их основе систем, сервисов и услуг. Идея форума родилась тогда, когда весь мир осознал, что переход на цифру неизбежен. И первый же форум даже по формату проведения был цифровым событием — полностью онлайн.

На сегодняшний день разрабатываются стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления, и, конечно же, транспорта и логистики. Цифровая трансформация выделена в качестве национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Отправной точкой, каркасом и целью цифровизации транспортной сферы являются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). ИТС представляют собой комплекс информационных и коммуникационных технологий и технических средств обеспечения эффективной и безопасной автоматизированной транспортной деятельности государства и населения. Поэтому можно сказать, что построение ИТС — это ключевое направление интеграции усилий системы государственного управления, научно-инженерного и бизнес сообществ, всего гражданского общества, в равной степени заинтересованных в инновационном развитии экономики и повышении качества жизни.

 Чем компаниям в сфере интеллектуальных транспортных систем может быть полезен форум?

 Думаю, что самым актуальным направлением развития интеллектуальных транспортных систем являются беспилотники, точнее создание транспортных систем, включающих беспилотное движение. И то, что этот форум проходит в Татарстане — не случайно. Наш опыт может быть особенно интересен на фоне наступающей эры высокоавтоматизированных транспортных средств. В республике есть Иннополис, КАМАЗ со своими высокоавтоматизированными машинами, полигон "Казань-Телематики" под Казанью, где несколько лет назад проводились испытания беспилотного грузовика. У нас есть специалисты, конкретные наработки, которые должны быть интересны участникам выставки.

Kazan Digital Week-2021 — это новая масштабная площадка научной и коммерческой коммуникации, где каждый участник сможет найти для себя что-то полезное.

Цифровые технологии на транспорте привели к появлению целого ряда новых сервисов: больше возможностей для путешествий, гибкие тарифные предложения, инновационные решения в сфере общественного транспорта. Участники форума смогут познакомиться с новинками в области транспорта, задать вопросы непосредственно создателям цифровых услуг, а также стать активными участниками процесса продвижения цифровой мобильности.

Для представителей бизнеса и государства важно быть в курсе технологической трансформации экономики и общественной жизни. Мировая пандемия и все события 2020 года показали, как стремительно и кардинально могут меняться многие, казавшиеся устойчивыми жизненные условия. Участие в форуме целесообразно и в том смысле, что позволяет быстро ориентироваться в меняющихся условиях, находить перспективные ниши на рынке, прогнозировать спрос на новые товары, в том числе и в сфере транспортных услуг и индивидуальной мобильности.

— Какие тренды в создании интеллектуальных транспортных систем Вы считаете актуальными?

— Как я уже говорил, фокусом развития ИТС являются беспилотные транспортные средства и их роль в управлении мобильностью. Цифровые инструменты позволяют создавать экологически чистый транспорт, работающий на альтернативных видах топлива, набирает популярность направление электрификации транспорта. Однако дальнейшее развитие невозможно без создания соответствующей инфраструктуры — сети зарядных станций и специализированного сервиса.

Для начала нужно создать инфраструктуру для простых электромобилей, беспилотники — это следующий этап. Необходима концепция и стратегия по развитию сети зарядных станций в Татарстане, согласно которой проектировщики при строительстве домов должны будут закладывать зарядки для электромобилей. В рамках строительства дорог должно быть предусмотрено проведение линий электропередачи для последующей установки зарядных станций. Если будет создана инфраструктура, люди будут покупать электромобили и в перспективе переход на беспилотники станет намного проще, так как отпадет основной вопрос где они будут заряжаться. Пока, к сожалению, таких федеральных нормативных документов нет. На сегодня в Казани существует всего несколько зарядных станций и если дальше развитие будет идти такими темпами, у нас не будет ни электромобилей, ни беспилотников. Учитывая тот факт, что во всем мире это направление активно развивается, нам нужно спешить, чтобы не пришлось запрыгивать в последний вагон уходящего поезда.

— Вы отметили наиболее актуальные на Ваш взгляд тренды в создании интеллектуальных транспортных систем, позвольте перейти от частного к общему. А что нужно для масштабного развития интеллектуальных транспортных систем в России?

— В первую очередь нужен закон об ИТС на уровне Российской Федерации. Да, какое-то движение в этом направлении есть, существуют определенные наработки, но без нормативных документов сделать это явление массовым не получится. С 80-х годов прошлого века во многих странах существовали определенные структуры в виде министерств и комитетов, которые непосредственно занимались ИТС. И, наверное, это правильно, нам тоже нужна какая-то структура, которая будет четко заниматься этим вопросом, нужны нормативные документы прямого действия, требования. Кроме того, следует понимать, что силами одного бизнеса — без госинвестиций, масштабное развитие интеллектуальных транспортных систем в России невозможно.

— Какое направление сейчас является основным в развитии ИТС в Татарстане?

— Я считаю, что то, что актуально для России, актуально и для Татарстана. Мы находимся на острие: занимаемся созданием платформенного решения, есть "Казань –Телематика" и КАМАЗ со своими беспилотниками, в планах создание тестовой зоны для беспилотников в Елабуге.

Татарстан начал заниматься вопросами автоматизации ИТС в середине двухтысячных, когда отсутствовала единая федеральная структура и стандарты. Результатом стало повышение пропускной способности улично-дорожной сети, интенсивности движения пассажирского транспорта на городских маршрутах, а также существенное снижение показателя аварийности. У нас эффективно проводится управление дорожным движением при чрезвычайных ситуациях, организована единая система оплаты проезда в общественном транспорте, упрощена процедура оформления грузоперевозок.

Однако на сегодняшний день остро стоит вопрос объединения подсистем. Причем, такая проблема возникает не только в сфере транспорта. Каждая информационная система хранит данные по-своему, базы разрозненны, разнятся форматы данных, отсутствуют подходы к разметке и их передаче. Основная причина в том, что существуют три разноуровневых бюджета — местный, республиканский и федеральный, с разными системами управления.

Цифровая трансформация, которая определена президентом России как новый курс развития госуправления, реальной экономики и социальной сферы, позволит стандартизировать данные, объединить цифровые проекты и программы в российских регионах. Здесь и аппаратно-программный комплекс "Безопасный город", и проект по цифровизации городского хозяйства "Умный город", и проект "Безопасные и качественные дороги".

В Татарстане активно реализуется проект "Цифровой регион", направленный на эффективную модернизацию существующей инфраструктуры и создание новых цифровых платформ и прикладных решений. Выделено восемь направлений, одним из которых является "Цифровая мобильность".

В республике проведена масштабная работа для решения проблемы допуска к данным. Важным этапом цифрового развития стало создание платформы управления данными под названием "Фабрика данных", позволяющая выработать единый стандарт работы и доступа к данным. С помощью ее инструментов республиканские министерства и ведомства могут самостоятельно работать с данными информационных систем и операторов связи.

С 2007 года разрабатывалась платформа "Своды". Данное решение создавалось в связи с отсутствием единого инструмента сбора отчетности, частыми изменениями требований в нормативно-правовых актах и влиянием "человеческого фактора" при внесении и проверке информации. Создание единой системы по формированию отчетности значительно облегчило работу сотрудникам министерств и ведомств республики, работающих с отчетностью. В данный момент в Татарстане четыре крупных системы работают на данной платформе, в них обрабатываются данные более 25 тыс. пользователей.

В республике создана платформа ситуационного центра для моделирования и решения нестандартных задач анализа, управления и обработки информации на основе применения современных технологий поддержки принятия решений. Платформа умеет решать аналитические задачи на основе математического моделирования, выявлять закономерности и проводить прогнозирование. Она также справляется с решением нестандартных задач и социально-экономическим моделированием. На платформе реализовано уже более 200 моделей для разных социально-экономических нужд.

Отдельно скажу, что мы следим за трендами в направлении мобильности, продвигаем направление "экологичной мобильности". В регионе действует система экологического мониторинга, настроена интеграция данных с автоматических станций контроля загрязнения атмосферного воздуха и передвижных экологических лабораторий, с постов дорожного метеоконтроля. Организована работа по подключению к данным, публикуемым на сайте управления гидрометеорологии Татарстана. Платформе распределенного ситуационного центра Татарстана предоставлен доступ к данным из всех перечисленных источников. Они используются при расчете аналитических моделей, построения диаграмм распространения вредных выбросов с учетом направления и скорости ветра и других аналитиках, основанных на экологических и метеорологических данных.

Одним из актуальных направлений развития ИТС является создание различных мобильных приложений, как для водителей (например, информация о штрафах, информирование о сроках окончания действия водительского удостоверения, полиса ОСАГО, дорожных и метеорологических условиях и т.д.), так и для всех участников дорожного движения. Развиваются мобильные приложения, электронные услуги для населения. Внедрена автоматизированная система диспетчерского управления пассажирским транспортом и оплаты проезда.

— Где ИТС будут развиваться лучше: работая обособленно или в составе так называемого "Умного города"?

— "Умный транспорт" и ИТС революционизируют подход городских властей и жителей городов к перемещению. Конечно, "Умный город" — это более широкое понятие: это место, где традиционные сети и услуги становятся более эффективными при использовании цифровых решений. Однако мобильность является значительной частью, которая охватывает все — от управления дорожным движением до общественного транспорта, систем и объектов городской инфраструктуры. ИТС помогают городам собирать и анализировать данные с огромной скоростью, а "умные города" используют как данные о трафике в реальном времени, так и накопленные статистические данные о трафике для принятия важных решений. Подробно все это будет обсуждаться на секции "ИТС в умных городах" на предстоящем форуме.

 Какие компании сейчас являются операторами ИТС в Татарстане?

— Компании, осуществляющие разработку и поставку ИТС решений на рынок, можно назвать системными интеграторами. Среди них наиболее крупными в Республике являются: ПАО "Таттелеком", ООО "Казань-Телематика", ЗАО "Инспектра".

В свою очередь операторы ИТС — это бюджетные учреждения, являющиеся конечными пользователями этих решений. К таким учреждениям относятся ГБУ "Безопасность дорожного движения", Муниципальное казенное учреждение "Автоматизированная система управления дорожным движением", а также профильные подведомственные учреждения министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана.

— Казанская компания "Казань-Телематика" построила на ЦКАДе в Московской области систему взимания платы без рамок "Свободный поток". Планируется ли что-то подобное в Казани?

— ЦКАД является первой в России дорогой с системой взимания платы "Свободный поток", которая позволяет двигаться без остановки у рамок оплаты. Разрешенная скорость движения — 110 км/ч.

Пиковая интенсивность движения по всей ЦКАД — 281 тыс. автомобилей в сутки. "Свободный поток" обходится значительно дешевле барьерных систем оплаты. Если в среднем барьерная система обрабатывает 350-1 тыс. 200 авто в час, то "Свободный поток" — более 1,8 тыс. машин в час.

Сейчас полным ходом идет строительство автомобильной дороги М-12 Москва-Казань, в 2022 году планируется открытие первых участков. Весной этого года президент Путин поручил продлить участок дороги до Екатеринбурга. Запуск М-12 позволит сократить время в пути от Казани до Москвы практически вдвое. При этом дорога будет платной.

В Татарстане на ближайшее время М-12 будет единственным платным участком, дополнительно делать дороги регионального или муниципального значения платными никто не планирует.

— Кто будет контролировать свободный поток на участках платной трассы М12, в том числе, которые проходят по Татарстану?

— Строительством автомобильной дороги М-12 занимается государственная компания "Автодор". Она же и будет выступать оператором системы "Свободный поток", как и на ЦКАДе.

 Какие ИТС могут быть построены в Татарстане в среднесрочной перспективе — в течение 3-5 лет?

— В перспективе ближайших трех-пяти лет мы можем говорить о развитии Единой платформы управления транспортной системой республики Татарстан, реализация которой началась в 2020 году в рамках Национального проекта "Безопасные и качественные дороги".

— Нужны ли интеллектуальным транспортным системам единые операторы? Они должны создаваться по сферам деятельности (камеры, весогабаритный контроль и т.п.) или по территориальному принципу?

— В любом случае должен появиться федеральный оператор и операторы от лица регионов, не исключено создание интегрированных вариантов.

Если мы хотим обеспечить расширение и совершенствование транспортных сервисов и услуг, необходимо создание объединенных цифровых платформ и интернет-площадок, которые бы сформировали единое информационное пространство и предоставили операционную гибкость всем субъектам, предоставляющим транспортные услуги.

Эффективное транспортное планирование и моделирование нуждаются в единой платформе работы с данными. Существующая обособленность информационных систем, разный формат данных, отсутствие подхода к разметке и передаче данных — затрудняет кооперацию.

Но работа в данном направлении началась. В национальном проекте БКД прописаны требования к региональным проектам, принципы интеграции, методики регулирования. Определена ключевая задача — создание в регионах единой информационной среды, которая включала бы в себя все элементы транспортной системы. При таком подходе можно создать гибкую модель управления транспортным комплексом региона. Это также позволит создать эффективные инструменты для проведения анализа ситуации, прогнозирования ее развития и принятия обоснованных продуктивных решений.

— Какие компании на телематическом рынке РФ способны выполнить работу по созданию инфраструктуры единого оператора?

— В масштабе страны такого оператора, скорее всего, нет. В каждом регионе, городе реализуются и будут реализованы свои проекты ИТС. У всех свои особенности, но важно придерживаться единых стандартов. К сожалению, на текущий момент в нашей стране с этим есть проблемы. Я считаю, государство должно регулировать стандарты и выступать заказчиком при создании единых транспортных платформ, да и не только транспортных. А инфраструктура при должной стандартизации будет развиваться и регулироваться рынком.

 Недавно государственный "Ростех" попытался создать единого оператора дорожных камер "ГЛОНАСС БДД". Минкомсвязи РФ после консультаций с участниками рынка выступило против этой затеи, и сейчас она не подает признаков жизни. Думаете, сейчас рынок считает по- другому?

— Мы всегда придерживались мнения, что поставщиков нужно определять в честной конкурентной борьбе. В Татарстане все комплексы фотовидеофиксации были приобретены в результате торгов. Результатом такого решения стало существенное снижение затрат.

За последние несколько лет на рынке появилось множество компаний, которые создают свои решения. Это привело к значительному снижению цены за единицу и росту качества и расширению функционала конечного продукта. Я за конкуренцию.

— В сентябре прошлого года стало известно, что связанный с семьей Ротенбергов оператор "Платон" и "Ростелеком", конкурировавшие за операторство создаваемой автоматической системой весогабаритного контроля автотранспорта (АСВГК) на федеральных дорогах общего пользования, теперь готовят совместные решения в части управления этой системой. Пошел бы на пользу татарстанской ИТС весогабаритного контроля переход под управление такого оператора?

— Созданный совместно с оператором "Платона" и "Ростелекома" оператор – "Ростелематика" будет выступать как единый поставщик на федеральных дорогах. На региональные дороги это не окажет существенного влияния. Бюджетная политика регионов предполагает, что на местах должны работать свои операторы, которые отвечают за результативность весового контроля.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International