18 февраля в Казани прошло заседание рабочей группы по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) на дорожной сети субъектов Российской Федерации. Мероприятие состоялось в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) и подготовки к международному форуму Kazan Digital Week – 2021.
В заседании приняли участие представители Министерства транспорта России, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Федерального дорожного агентства, ФКУ «Дороги России», ГК «Автодор», правительств субъектов России, Госавтоинспекции МВД по Республике Татарстан, ГБУ «Безопасность дорожного движения».
Со вступительным словом выступил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. Он отметил, что внедрение ИТС, в первую очередь, решает задачу повышения безопасности дорожного движения, и выразил уверенность, что деятельность рабочей группы будет способствовать эффективному внедрению этих систем во всех регионах России.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов рассказал, что в рамках проекта БКАД за два года в республике приведено в нормативное состояние более 500 км автодорог. «Большим подспорьем стала работа по внедрению ИТС в Казанской и Набережно-Челнинской городских агломерациях», – добавил он.
«В 2020 году был завершен первый этап создания единой платформы управления транспортной системой Татарстана. Продолжено развитие систем фотовидеофиксации нарушений ПДД и автоматизированной системы управления дорожным движением. В 2021 году в республике продолжится внедрение системы автоматического весогабаритного контроля транспортных средств и будет реализован ряд пилотных проектов по цифровизации транспортной отрасли», – сообщил министр.
Главный государственный инспектор безопасности дорожного дввижения по Республике Татарстан Ленар Габдурахманов отметил, что благодаря реализации проекта БКАД в 2020 году значительно снизились показатели аварийности на дорогах региона: количество ДТП – на 508 фактов (-11,2%), число погибших – на 38 человек, раненых – на 721 человека. «Этого удалось добиться благодаря эффективной надзорной деятельности и своевременным инженерным мероприятиям. Вместе с тем, цели проекта остаются очень амбициозными, и одним из основных резервов по их достижению является внедрение ИТС», – подчеркнул Габдурахманов.
Об опыте Татарстана по внедрению ИТС в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, рассказал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. Он отметил, что в 2010 году, когда Татарстан начал заниматься вопросами внедрения ИТС, на федеральном уровне отсутствовали единые подходы к этой теме, но сейчас ситуация принципиально изменилась. «В БКАД прописаны требования к региональным проектам, принципы интеграции, методики регулирования финансовых заявок», –подчеркнул докладчик.
По словам Рифката Минниханова, в 2020 году был реализован первый этап по внедрению ИТС на дорогах Татарстана в рамках национального проекта. «Это позволило, наряду с реализацией типовых решений, направить средства на создание единой платформы управления транспортной системой. Была подготовлена программно-аппаратная инфраструктура, позволяющая масштабировать функционал платформы на города, агломерации и всю республику, что предполагает возможность взаимодействия с внешними информационными системами, в том числе, и в целях ситуационного управления. На данный момент реализованы 7 базовых модулей, которые позволяют осуществлять в режиме реального времени сбор, визуализацию, анализ больших данных и генерацию оптимальных управленческих решений», – рассказал он.
Заместитель начальника управления регионального развития и реализации национального проекта – начальник отдела региональных проектов ГЧП и международного сотрудничества Федерального дорожного агентства Денис Кирюхин сообщил, что на внедрение ИТС в городских агломерациях в 2020 году были выделены 3,3 млрд рублей, которые распределены 22 субъектам России. После одобрения заявок в регионах началась подготовка конкурсной документации, однако сроки ее разработки и публикации существенно затянулись. Итоги конкурсов подводились в 3-4 кварталах 2020 года. В этой связи кассовое освоение были сдвинуто на конец года, что создавало высокие риски неосвоения трансфертов и срыва сроков реализации мероприятий. Денис Кирюхин призвал регионы готовить качественную конкурсную документацию, чтобы из-за допущенных неточностей и нарушений торги не отменялись.
Ключевые ошибки при подаче заявок в Федеральное дорожное агентство для получения иных межбюджетных трансфертов в 2020 году и механизмы их устранения в 2021 году озвучил заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Юрий Федюкин.
С докладом о внедрении единой платформы управления транспортной системой в городских агломерациях Республики Татарстан выступил генеральный директор ООО «Казань-Телематика» Марсель Нигметзянов.
В рамках рабочей группы также состоялся обмен мнениями участников по вопросу внедрения и дальнейшего развития ИТС в субъектах Российской Федерации.
По окончании заседания участники рабочей группы посетили с техвизитами АСУДД г. Казани, IT-парк и ЦАФАП ГИБДД МВД по РТ.
Единая адаптивная система управления дорожным движением (АСУДД) работает в Татарстане с 2012 года. В периметре АСУДД развивается система реализации функции приоритета для выделенных групп спецтранспорта (общественный транспорт, экстренные службы). Система автоматически активирует требуемую фазу светофорного объекта.
В IT-парке участники мероприятия ознакомились с работой Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Татарстан. В его функции входит предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, в том числе ДТП. На основе получаемых данных создаются прогнозные модели, что позволяет заблаговременно провести мероприятия по защите населения и территорий и не допустить развития чрезвычайной ситуации или происшествия.
В ЦАФАП ГИБДД МВД по РТ прошла демонстрация системы автоматического контроля соблюдения ПДД комплексами фотовидеофиксации. Она функционирует в республике с 2008 года. С момента появления системы зафиксировано снижение уровня социального риска более чем в 2 раза. Сегодня автоматикой регистрируется более 86% от общего количества нарушений, выявляемых Госавтоинспекцией.