4 июня на базе Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» состоялся вебинар по интеллектуальным транспортным системам. Он был организован в преддверии международного форума Kazan Digital Week - 2020, который проводится 21-24 сентября 2020 года Кабинетом Министров Республики Татарстан при поддержке Правительства Российской Федерации. Вебинар посмотрели более 1800 человек, из них более 400 зрителей представляли зарубежные страны.
Интеллектуальная транспортная система (ИТС) - это совокупность цифровых технологий, которые внедряются для комплексного управления дорожной ситуацией в регионе. Система позволяет повысить пропускную способность улиц, создать удобную маршрутную сетку общественного транспорта и обеспечить комфортный пассажиропоток.
В рамках вебинара были рассмотрены ключевые достижения и перспективы Европы и России в создании и продвижении ИТС, роль информационно-коммуникационных технологий и решений в реализации ИТС, опыт создания и внедрения технологий беспилотного транспорта в России, российский опыт практической реализации концепции «Умная дорога».
В роли спикеров выступили генеральный директор ассоциации «ЭРТИКО ИТС - ЕВРОПА» Якоб Бангсгаард, заведующий кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев, советник генерального директора компании Huawei в регионе Евразия Игорь Акулинин, руководитель отдела развития бизнеса беспилотных автомобилей компании «Яндекс» Артём Фокин, генеральный директор ООО «Казань Телематика» Марсель Нигметзянов. Модератором стал директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.
«На сегодняшний день в России существует межведомственная разрозненность. Темой интеллектуальных транспортных систем занимаются и Минтранс, и Минсвязи, и агентства дорожного строительства. В результате у нас нет единой структуры, которая бы курировала эту сферу деятельности. Мы внимательно следим за развитием технологий за рубежом, успешно разрабатываем собственные, но пока уступаем западным странам в деле формирования нормативной базы», - обозначил проблему Минниханов. По его мнению, пришло время стандартизировать сферу ИТС и приступить к регулированию применения специализированных ГОСТов.
Генеральный директор ассоциации «ЭРТИКО ИТС - Европа» Якоб Бангсгаард поделился опытом внедрения ИТС в странах Европы и рассказал об изменениях, которые происходят в этой сфере. По его словам, на первый план сегодня выходит микромобильность - решения для путешествий на короткие расстояния (лёгкие транспортные средства, такие как самокаты, велосипеды и скутеры). Эксперт также отметил, что на сегодняшний день основными направлениями работы ассоциации являются взаимодействие с администрациями и планировщиками городов по вопросам внедрения ИТС, организация тематических онлайн-курсов и помощь в реализации стартапов. В настоящее время ведётся активная работа и по созданию единой транспортной платформы, которая объединит все существующие и перспективные транспортные сервисы, сказал Бангсгаард.
Заведующий кафедры «Организация и безопасность движения» МАДИ Султан Жанказиев отметил, что развитие ИТС в России предусмотрено национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». «Все региональные программы в этой сфере должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Задача, которую финансирует государство, заключается в интеграции региональных проектов в единую платформу управления транспортной системой», - подчеркнул докладчик. Главными проблемами на пути к реализации региональных проектов ИТС являются недостаток верхних платформенных решений и необходимость подготовки квалифицированных кадров, отметил эксперт.
Советник генерального директора компании Huawei в регионе Евразия Игорь Акулинин рассказал об опыте внедрения систем общения транспортных средств друг с другом и объектами инфраструктуры на платформе C-V2X в Китае. Согласно национальной стратегии уже в этом году сеть должна покрыть 90% территории страны, к 2025 году все новые автомобили должны быть подключены к системе по умолчанию, а к 2035 году проект по созданию единой ИТС должен быть полностью реализован, отметил спикер. С точки зрения компании Huawei, ИТС должны развиваться в направлении повышения автономности транспортных средств и эффективности перевозок, добавил Акулинин.
Руководитель отдела развития бизнеса беспилотных автомобилей компании «Яндекс» Артём Фокин отметил, что проект автономного такси в настоящее время реализуется в Сколково и Иннополисе, беспилотные транспортные средства также тестируются на дорогах США и Израиля. По словам докладчика, «Яндекс» обладает необходимыми компетенциями по созданию робота-водителя на основе технологий машинного обучения, компьютерного зрения, навигации и картографии. Основным компонентом системы является программное обеспечение собственной разработки, подчеркнул Фокин.
Генеральный директор ООО «Казань Телематика» Марсель Нигметзянов рассказал о платформе «Умная дорога», позволяющей транспортным средствам обмениваться с объектами инфраструктуры информацией о дорожно-метеорологических условиях и дорожной обстановке, а также производить автоматическую оплату при въезде в зону парковки.
Отметим, в Татарстане уже проводится работа по внедрению интеллектуальных транспортных систем. На дорогах республики действуют системы автоматической фиксации нарушений ПДД и весогабаритного контроля грузовых транспортных средств, система информирования населения с помощью цифровых табло, реализуются программы «Безопасный город» (видеоохрана и управление объектами ЖКХ) и «Умный город» (цифровизация городского хозяйства).
В преддверии Kazan Digtal Week - 2020 состоятся вебинары и по другим тематическим направлениям форума:
23 июня – «Ситуационные центры» (ГБУ «Безопасность дорожного движения»);
23 июля – «Инновации, интегрированные в бизнес» (Инвестиционно-вечнурный фонд РТ);
28 июля – «Кибербезопасность» (ГК InnoSTage);
20 августа – «Экосистема финтех» (ПАО «АК БАРС» БАНК).
Регистрация на предстоящие вебинары будет осуществляться на вкладке «Вебинары» сайта kazandigitalweek.com.